В этой статье мы предлагаем конкретную пошаговую стратегию по приватизации жилья в России с учетом особенностей 2013 года.
Право собственности – одно из неотделимых прав, которыми обладают граждане России, согласно конституции. Однако право собственности – одно из тех прав, которое «вступает в силу» не автоматически, а после совершения некоторых действий, отчасти связанных с государственным признанием вашего права собственности и выполнением вами некоторых формальностей. Вернее, государство признает ваши права, но если вам необходимо ими воспользоваться – купить ваш дом, продать коттедж или обменять квартиру – у вас тут же попросят бумажку-документ.
Итак, о формальностях. В 2013 году в процедуре приватизации появилось несколько оригинальных дополнений, однако, большинства собственников эти изменения не коснутся. Вторая важная оговорка состоит в том, что если ваша собственность находится в Петербурге, то вы можете воспользоваться более удобным форматом «коммерческого» оформления своих прав на объект недвижимости посредством, например, Единого центра документов. О моральной стороне платы за виртуальное оформление документов в пользу некого индивидуального предпринимателя говорить не будем, но возможность за бешенные деньги обойти очередь существует. В Ленобласти же взятки и «через знакомых» по-прежнему существуют в нелегальном виде в том смысле, что с доходов за услуги «стояния в очереди за вас» налоги, как правило, не платятся. Поэтому если вам дорого ваше время, обращение к юристам может быть объективно полезным, даже если вы абсолютно уверены в том, что собрали все-все-все документы. Почти все юридические компании уже давно обзавелись связями и возможностями по «ускорению» проведения документов.
Итак, наша пошаговая стратегия приватизации.
- Нужно заказать экспликацию и поэтажный план вашего объекта. В некоторых случаях для получения данных документов необходима «характеристика жилого помещения» и представляет собой справку по форме 7 с указанием «для ПИБ/БТИ». Документы должны быть свежими – срок их годности – 1 год. В случае, если вы приватизируете загородный дом вам необходимо получить еще и технический паспорт. В 2012 году в этой области произошли некоторые изменения. См. статью Новое в кадастровом учете в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. С 1 сентября 2012 года БТИ не выдает кадастровые паспорта, с этим запросом следует обращаться в ФКП Росреестр. Получив эти документы, не сочтите за труд, сделайте 5, а лучше еще больше, этих документов. Потом, когда вдруг выяснится, что вам нужен дополнительный экземпляр, услуга «копирования» обойдется вам неожиданно дорого. Зачем нужны эти документы? Государство очень хочет знать, кто именно за объект попадает вам в собственность. Зачем это государству? Чтобы узнать кадастровую стоимость и брать с вас налоги, чтобы знать, где вы если что можете прятаться, чтобы знать, в каком состоянии объект недвижимости.
- Обращение в ДЭЗ или ЖЭУ или ЖилКомСервис. Получите подлинник ордера (если вселились в квартиру или дом до 2005 года) или договора социального найма. Вам также понадобится копия выписки с лицевого счета. Возьмите с собой также квитанции об оплате за квартиру за последние 3-4 месяца. Лучше даже за полгода – в Гатчине, говорят, что надо за 6 месяцев, хотя это чистой воды превышение полномочий и необоснованные требования чиновников. Если когда-то вместо ордера было выдано «Распоряжение главы администрации», то необходимо заключить в жилконторе договор социального найма, а перед подачей документов на приватизацию – расторгнуть его. Зачем это надо? Государство хочет знать, что вы добросовестный собственник и на вас хотя бы нет долгов.
- Добро пожаловать в Сбербанк. Для приватизации жилья, коттеджа, дачи, загородного дома Вам понадобится бумажная квитанция об оплате пошлины. Размер зависит от сроков оформления приватизации.
- Подготовьте заявление о приватизации недвижимости. Для успешной приватизации загородного коттеджа, квартиры или дома заявление должно быть подписано всеми членами семьи, которые приписаны в доме или которые имеют на него какие-либо права. Обращаем внимание, в этом аспекте приватизации в 2013 году произошли изменения. Вы можете не спрашивать мнение некоторых членов семьи или ранее прописанных в квартире лиц, если они утратили право на приватизацию. Читайте сопутствующие статьи на нашем сайте ПетербургскиеПоселки.рф .
- Подготовьте справку о неучастии ранее в приватизации (берется в районных агентствах по приватизации тех населенных пунктов, где был зарегистрирован гражданин).
- Подготовьте заверенные копии свидетельств и паспортов о рождении детей. Вам необходимо сделать и обычные копии. Копия заверяется нотариусом, но в ряде случаев может быть заверена и по месту требования. Чиновники этого очень не любят, попросту не знают своих собственных правил, но выбор ваш.
- Подготовьте заверенные копии документов, подтверждающих право на принятие
- участия в приватизации недвижимости. Посмотрите закон «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991г. N 1541 -1 с последними правками. Сделать это лучше не на форумах о приватизации или сайтах о недвижимости, а на юридических порталах: например, здесь. Ознакомьтесь также с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
- Подготовьте заверенные копии свидетельств о смерти людей, которые раньше были прописаны в этом доме, если таковые были. Речь идет о прописанных по состоянию на 04.07.1991 года на дату издания закона. В этом вопросе может помочь Паспортный стол милиции, Департамент по жилищной политике. Если гражданин зарегистрирован в жилом помещении, которое намерен приватизировать, позже 04.07.1991 года, то необходимо представить архивную справку Ф-9 по прежнему месту регистрации. К данной справке прилагается справка о неучастии в приватизации.
- Если вы или другие прописанные лица меняли фамилию необходимо предоставить заверенные копии соответствующих документов. Например, свидетельство о браке в случае, если вы сменили фамилию при вступлении в брак или разводе.
- Все документы на приватизацию жилья – будь то квартира в Петербурге или загородный жилой дом в области - необходимо передать в ФГБУ «ФКП Росреестра». Кстати, многие услуги, бланки и образцы документов, а также пошаговые инструкции, написанные, правда, чиновничьим языком, имеются на портале госуслуг.
Через несколько месяцев, обычно через 4-5, вы получаете документ, подтверждающий ваше право собственности на владение объектом недвижимости. Можно, как уже было указано, ускорить процесс. Для этого следует написать дополнительное заявление, например, мотивировав необходимость срочного получения документов необходимостью переезда, болезнью родственника и необходимостью ухода за ним в другом регионе России и т.п. В таком случае срок рассмотрения – 1 месяц.