Проект Сестрорецкого намыва проходит последние согласования. Хотя инвестор - компания ООО "Северо-Запад инвест" - уже получил положительные заключения ряда независимых экспертов, в Смольном решили провести дополнительные консультации с экологами. Тем не менее строители планируют в этом году начать подготовительные работы, а в 2013-м - непосредственно приступить к намыву. Создание искусственных территорий должно завершиться в 2015 году. При этом протяженность пляжей на побережье увеличится на 5 километров.
Строительство нового островного района города на 60 тысяч человек - один из самых масштабных петербургских проектов последних лет. На искусственных территориях близ Сестрорецка и Лисьего Носа собираются построить 2 млн квадратных метров жилья. По результатам проведенного конкурса право на разработку Мастер-плана нового микрорайона получило японское архитектурное бюро Nikken Sekkei.
Определена и социальная инфраструктура будущего района: вместе с жилыми кварталами на "Новом берегу" - такое официальное название у проекта - появится 19 детских садиков, 10 новых школ, 5 медицинских учреждений, 13 опорных пунктов полиции и еще Дворец правосудия. Его предложила внести в проект администрация Курортного района, чтобы решить проблему размещения суда.
Береговая территория между Лисьим Носом и Сестрорецком нуждалась в благоустройстве уже многие десятилетия. Значительная часть ее до сих пор представляет собой болота и камышовые заросли, регулярно затопляемые при наводнениях в Финском заливе во время осенних приходов "нагонной волны" с Балтийского моря. Однако население близлежащих поселков отнеслось к проекту с настороженностью. И в результате общественных слушаний, рассмотрения предложений от жителей, консультаций с экологами в проект были внесены значительные коррективы.
Если первоначально предполагалось реконструировать всю зеленую территорию, расположенную вдоль берега, - подсыпать ее на 4 метра и при этом полностью вырубить существующие кусты и деревья, то теперь разработано другое решение по защите от наводнений. На высоту 3 метра будет поднята только береговая линия: зеленая зона за ней вырубаться не будет, как оказалось, для защиты от наводнений этого достаточно.
Нашлось решение и другой проблемы, которая также чрезвычайно волновала жителей. Доставка песка в огромных количествах, ведь им предполагалось засыпать все прибрежье, а не только береговую линию, могла превратить существующие дороги в разбитые самосвалами проселки. Теперь количество привозимого груза резко сократится.
Еще один транспортный вопрос в ходе обсуждения был поднят районной администрацией. Если число жителей в Курортном районе увеличится на 60 тысяч, то не возникнет ли транспортного коллапса на въезде в город?
- Мы не считаем, что проект сконцентрирован исключительно на строительстве жилья, - поясняет представитель ООО "Северо-Запад Инвест" Михаил Черепанов. - В ходе реализации проекта предусматривается создание комфортной среды обитания. В новом районе будет возведено около миллиона квадратных метров объектов коммерческого и социального назначения. И далеко не всем жителям придется ежедневно ездить на работу в город. В новых кварталах планируется создать около 20 тысяч рабочих мест, а в целях решения вопросов транспортной доступности предусмотрен целый комплекс мероприятий как со стороны города, так и со стороны инвестора. Тут важно понимать: если транспортный вопрос не решится, этого проекта просто не будет.
Необходимо отметить, что транспортная проблема выезда из Петербурга в сторону Сестрорецка проявилась задолго до того, как родился проект "Новый берег". Сегодня ее интенсивно решают. Месяц назад введена первая очередь развязки на участке, где улица Савушкина примыкает к Приморскому проспекту. В сентябре будет введена ее вторая очередь, что в значительной мере ликвидирует это "узкое дорожное горлышко" на западном въезде в город. Впереди также расширение Приморского проспекта. Правда, все это имеет мало отношения к проекту Сестрорецкого намыва.
Как уже отмечено, острова планируется создать к 2015 году. Но их застройка и заселение растянутся более чем на десяток лет - по планам, до 2028 года. В течение этого десятилетия транспортная инфраструктура не может не развиваться, инвестором планируется строительство дублера Приморского шоссе, в северном направлении планируется прокладка маршрутов легкорельсового трамвая, более интенсивно будут использоваться водный и железнодорожный транспорт.
Не если население больше всего волнуют транспортные проблемы и сохранность зеленых насаждений, а вместе с ними и дачных поселков, то экологи уделили внимание береговой полосе и прилегающей акватории.
Инвестор получил заключения независимых экологических экспертиз, проведенных по инициативе Всероссийского общества охраны природы и Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы. Кроме того, проект активно обсуждался на общественных слушаниях при участии жителей Приморского и Курортного районов. По результатам этих слушаний в проект также были внесены заметные коррективы.
- Мы отказались от такого способа намыва островов, как засыпка грунта прямо в воду, хотя именно так делают в Голландии и на некоторых объектах в Петербурге, - рассказал представитель ООО "Северо-Запад Инвест" Михаил Черепанов. - Территорию, где будут проводиться работы, мы отделим от акватории залива защитной шпунтовой стенкой. И только после этого отгороженная площадка будет заполняться песком. Незначительное появление мути при этом возможно, но она будет нейтрализована системой шандорных колодцев.
Руководство инвестиционной компании признает, что подобные технологии значительно увеличивают стоимость проекта, однако позволяют соблюсти все международные экологические стандарты. Кстати, экологическую оценку проекта провела известная финская компания Poyry OY. Результаты экспертизы - на соответствие требованиям Евросоюза по воздействию на окружающую среду - были представлены в Министерстве охраны окружающей среды Финляндии.
Международные эксперты определили, что проект соответствует принципам и рекомендациям ХЕЛКОМ и может быть реализован с экологической точки зрения.
Объем частных инвестиций в проект "Новый берег", по прогнозным оценкам, составит 250 млрд рублей. На эти средства будет реконструирована площадь около 510 гектаров, включающая существующую территорию и вновь создаваемую. При этом рекреационная зона - парки, пляжи, внутриквартальное озеленение - составит более четверти осваиваемых площадей, около 130 га.
Заключение государственной экологической экспертизы инвестор рассчитывает получить уже в ближайший месяц. Как и предложения от Смольного, если таковые появятся в ходе консультаций специалистов городской администрации с экологами и общественными организациями. После этого проект войдет в стадию реализации.
Опубликовано: 25.10.2012