Когда будет введен налог на роскошь на недвижимость и какие условия будут у этого налога, рассказывает эксперт портала в специальной статье о налогах на роскошь в 2013 году: аспект недвижимости.
Разговоры о том, что в России планируется ввести новые налоги «на богатых» или налоги на роскошь с тем, чтобы «исправить» социально е неравенство, ведутся уже давно. И дело даже не в том, что эти рассуждения – часть политической риторики отдельных политических движений на фоне общей идейной скудости государственного строительства. Существующий в обществе спрос на политические изменения и формирование видимости «справедливости» государство пытается всеми силами решить самым простым и необременительным для себя способом – возложив расходы на само население, на наиболее успешную часть населения.
Разговоры о том, насколько хорошо иметь плоскую, прогрессивную или регрессивную шкалу налогообложения в государственном масштабе отложим для более абстрактных дискуссий. Отметим только, что при любом налоговом режиме граждане научаются находить способы выживания и сохранения заработанного. Купленная квартира, приобретенный коттедж или дачный участок в Ленинградской области или в Санкт-Петербурге – это рассматривается гражданами как неотъемлемая собственность. И если для части населения, получившей квартиру в ходе приватизации или по наследству от родителей, недвижимость достается «на халяву», а значит, налог на недвижимость не воспринимается как нечто совсем уж запредельное и несправедливое. То для тех, кто построил свой дом своими руками или шел к покупке загородного коттеджа последние 10-15 лет, отделывал купленную квартиру по ночам, откладывая из своих, очевидно, скромных доходов, государственный побор на недвижимость воспринимается как явление несправедливое.
Действительно, с кем более справедливо обходится государство: с тем, кто свои десятилетние заработки «протратил, прогулял, проел и пропил», или с тем, кто инвестировал свои средства в экономику страны и создал новый объект недвижимости, спровоцировав тем самым и формирование новых рабочих мест и финансового, а значит, и налогового оборота. Справедливо ли, что после этих трудов и самоотверженных усилий такого рода недвижимость объявляется роскошью и помимо в общем-то не слишком справедливого налога на недвижимость, гражданам-собственникам предлагается оплачивать дополнительный налог «за роскошь»?
В мировой практике существует двоякое мнение, как следует относиться к богатым гражданам и их имуществу. Одно из них оправдывает принцип «пусть богатые платят за роскошь», другое предполагает, что «богатых надо беречь» и не облагать повышенными налогами. Первое мнение оперирует рассуждениями о том, что основная функция государства состоит в распределении средств, полученных обществом, для обеспечения ровной картины справедливости. Другая полагает, что привлечение богатых в общество приводит к тому, что богатые «делятся» своими доходами с остальным обществом, участвуют и в меценатстве и в сфере потребления в обществе, тем самым платят косвенные налоги и провоцируют увеличение оборачиваемости средств и рост благосостояния граждан. Вместе с тем, несмотря на фундаментальные различия, обе эти точки зрения оперируют одними и теми же ключевыми критериями, главным из которых является, безусловно, критерий разделения среднего класса, класса богатого и класса сверх-богатого, характеризующегося показным потреблением и нарочитыми тратами (подробнее, читайте о показном сверх-потреблении в книге 1899 года Торстейна Веблена «Праздный класс»).
Есть мнение, что российская реальность исключает возможность адекватного установления данных критериев. Причиной этому называется с одной стороны очень несбалансированная картина распределения доходов при очень низкой производительности, а с другой стороны не менее несбалансированная структура собственности. Добавьте к этому тотальную коррупцию, узаконенные способы совершения поборов при государственных институтах – например, структура Единого Центра Документов в Петербурге. Общая картина получается такая, что в сегодняшней реалии надеяться на адекватность законодателей и гос.исполнителей не приходится.
Но вернемся к практике.
Дискуссии о целесообразности введения дополнительного налога на роскошь в сфере недвижимости начались с февраля 2012 года, после выступления премьера В.В.Путина и опубликованной им в Комсомольской правде предвыборной агидки «Строительство справедливости. Социальная политика для России». Позже, выступая на XIX съезде Российского союза промышленников и предпринимателей, Путин заявил, что этот налог может быть крайне важным с психологической точки зрения, поскольку будет восприниматься как «своего рода общественно признанной платой за отказ от инвестиций в развитие - в пользу сверхпотребления и тщеславия».
Позднее Антон Силуанов, министр финансов России, поделился размышлениями о возможности обложения супер-налогом для богатых собственников автомобилей. При этом министр отметил, что «Налог на роскошь с автомобилей мы будем взимать, скорее всего, через транспортный налог, через повышенное количество лошадиных сил.» Тогда же Силуанов пообещал, что аналогичный налог за «сверхпотребление» может быть введен и в сфере недвижимости, но исходя из метража жилья. Для этого же необходимо, чтобы в стране появился полный кадастр недвижимости.
На период активных политических выступлений власти решили не травмировать общество новыми поборами: страх не переизбраться был настолько велик, что административный ресурс принял решение перенести даты повышения тарифов с привычного начала года на 1 июля. На своем последнем заседании правительство Медведева определило, что будет считать предметами роскоши: автомобили мощностью выше 410 л.с. и недвижимость стоимостью от 100 млн. рублей. При этом замминистра финансов Сергей Шаталов заявил, что «специального налога вводиться не будет», а налоговые сборы будут вводиться через повышенные ставки налога на недвижимость и транспортного налога. При этом принято решение, что прогрессивный налог на дорогую недвижимость будет взыматься на основе кадастровой стоимости, для этого авральными темпами по всей стране ведется паспортизация объектов недвижимости и формирование национального реестра недвижимости. Для объектов стоимостью до 100 млн.руб. предусмотрена ставка в 0,05%, от 100 до 300 млн.руб. – 0,1% и 0,3% для более дорогих объектов. В некоторых регионах налог будет применяться с 2013 года, а в тех, где с реестром не успеют – с 2014г.
Поэтому к вопросу о налогообложении решили вернуться чуть позже: в конце 2012 года. Весь год велись работы по формированию единого кадастра и к концу 2012 года некоторые регионы успешно рапортовали о создании местных филиалов этого очередного «министерства статистики и учета».
Все ближе и ближе к концу 2012 года страх перед оппозицией у государственной власти стал уменьшаться, поэтому чиновники заговорили уже и о других вариантов «изъятия всех недоимков без остатка». В оборот пошло понятие «социального» и «сверх-потребления». Теперь чиновники предлагают дифференцированно налооблагать собственников жилья и потребителей услуг государственных монополий. Так уже скоро электричество будет рассчитываться по двойному тарифу – около 70 кв.ч. в месяц по «социальному» и остальное – по повышенному «сверхпотребительскому». В ноябре-декабре 2012 года в сфере недвижимости более всего обсуждалось общее повышение налогового бремени с элементами дифференциации. При этом чиновники заверяли, что общего существенного подорожания для собственников из среднего класса не произойдет, ведь жадный налог урезонят «мудрыми» налоговыми вычетами. А вот о размере этих самых вычетов, финансисты старались не распространяться.
В декабре 2012 года чиновники озвучили иные исполнительные характеристики: под особый налоговый учет попадут объекты недвижимости, площадь которых превышает 1000 кв.м., а стоимость – 15 млн. рублей.
В этой путанице мнений, законодательных и околозаконодательных инициатив итоговое решение, которое было вынесено на 2013 год состоит в следующем. Идея введения налога на роскошь пока продолжает витать в воздухе. В.Путин в очередной раз предложил его ввести в первой половине 2013 года. Однако, «под шумок» была введена система единых налогов на недвижимость, согласно проведенным Федеральной Налоговой службой расчетам, исходя из новых ставок налога в 0,5 процента для нежилой и 0,1 процент для жилой недвижимости (сейчас эти цифры колеблются в районе 0,05 – 2%), налоговое бремя с учетом вычетов вырастет примерно в 2 раза. Так для средней по стране квартиры площадью 55 кв.м. и стоимостью за один кв.м. - 32 000 руб., налог вырастет с 686 рублей до 1120 рубля с учетом действующих вычетов.
Не подлежат налогообложению в имущественной категории на владение квартирами, дачами, жилыми домами, гаражами некоторые категории граждан. Этот список по имеющимся данным планируется сохранить (см. Налоговый Кодекс).
- Лица пенсионного возраста;
- Военнослужащие, выполнявшие свой интернациональный долг в Афганистане;
- Супруги и родители государственных служащих и военнослужащих, которые погибли при исполнении служебных обязательств;
- Собственники садоводческих и дачных строений, если сооружения на этих участках не превышают площади 50 кв.м, а также собственники жилых домов, если их строения также меньше 50 кв. метров;
- Владельцы творческих мастерских, студий, ателье, открытых для общего посещения библиотек, галерей, музеев и других культурных организаций, собственниками которых являются деятели искусства и культуры, народные артисты.
- От уплаты налогов на имущество освобождаются работники судов РФ, а членам их семей ставка налогов сокращается до 50%.
Пара примеров расчетов налога. Напомним, лицо, обладающее на праве собственности недвижимостью, обязано ежегодно платить два вида налогов: земельный налог и налог на имущество.
Пример 1: расчет налога на участок земли.
Участок земли в садоводстве или в поселке ИЖС площадью 12 кв.м. в Ленинградской области с кадастровой стоимостью 250 000 рублей и стоимостью покупки по договору 1 млн. рублей.
Расчет земельного налога. Сейчас в расчете используется ставка муниципального образования за этот тип земель 0,3% (земли для ведения садовых хозяйств, по данным Налоговой). Итого сумма = 250 000*0,3% = 750 рублей. Согласно российскому законодательству, если на участке нет дома, налог вы платить в 2012 году не будете.В 2013 будет использован другой расчет. В Ленинградской области РосРеестр провел переоценку всех объектов, поэтому в расчет налога на участок и дом будет взята «рыночная» стоимость объекта недвижимости. В нашем примере эта сумма будет равна или каким-то непонятным расчетным государственным данным либо взята из договора о покупке объекта недвижимости. Итоговый налог составит 1 млн *0,3% = 3000 рублей. Однако, если норма сохранится, и на вашем участке нет дома или его площадь менее 50 кв .м., то вам вновь не придется что-либо оплачивать.
Также существует земельный налог с земель садоводства, который оплачивает садоводство. Сумму такого налога рассчитывает само садоводство исходя из площади и тарифов местного муниципалитета. В 2012 году на конкретный участок ставка варьировалась от 100 до 500 рублей, в 2013 году она составит от 200 до 1100 рублей.
Пример 2: Расчет налога на участок с домом.
Тот же участок земли, но уже с жилым домом в садоводстве или ИЖС 12 соток в Ленинградской области. Площадь дома по плану БТИ – 200 кв.м., кадастровая стоимость около 700 тыс. рублей. Рыночная стоимость - 5 млн. рублей. Возникает обязательство по уплате земельного налога и налога на собственность. Расчет налога на землю такой же. Вам предстоит оплатить за 2012 – 750 рублей, за 2013 около 3000 рублей.
А вот налог на собственность будет достаточно большой. Если дом оценен в 5 млн. рублей, то, согласно закона «О налогах на имущество физических лиц», за 2012 год при стоимости имущества до 300 000 руб. налог составит не более 0,1%, от 300000 до 500000 – от 0,1 до 0,3% и до 2% при более высокой стоимости. Нам предстоит оплачивать «по тарифу» 0,1%. За 2012 год мы заплатим исходя из кадастровой стоимости 700 тыс. *0,1% = 700 рублей. За 2013 год наш налоговый платеж за имущество составит 5 млн *0,1% = 5000 руб. Также будет иметь место налог на землю нашего садоводства или участка ИЖС и он составит около 200 – 1200 рублей.
Итого около полутора тысяч рублей в 2012 году и чуть больше 8000 в 2013 году. А Налоговое министерство обещало увеличение бремени в среднем только в 2 раза… Восемь тысяч рублей – это, конечно, не повод продавать коттедж и иммигрировать, но увеличение налогов с 1500 до 8000 рублей под эгидой введения налогов на богатых - повод лишний раз задуматься о том, во сколько раз пропорционально налоговым сборам должно улучшиться качество заботы государства о жителях загородных коттеджей.