Каким бы притягательным не был бы город, значительная часть горожан сезонно, а если есть возможность и позволяет ритм жизни, и на постоянной основе перебирается из усталых городских кварталов из стекла, мусора и бетона загород. Хотя бум малоэтажного строительства в России так и не начался, а спекуляции чиновников привели пока только к росту стоимости земель вблизи крупных городов, спрос на загородную жизнь все-таки достаточно высок, а там где есть спрос, есть и предложения. Ввиду исторического развития у граждан, желающих построить домик около города или наоборот, поближе к "дикой" природе, есть всего несколько возможностей оформить свою недвижимость. И как правило, речь идет о двух формах организации загородного проживания - на землях ИЖС - индивидуального жилого строительства, и на землях, предназначенных для ведения садоводств. И если в первом случае возможен формат покупки участка или домовладения в границах деревни или сельского поселения, то второй вариант однозначно предполагает организованное устройство жизни в поселке со своим механизмом управления, организации финансирования и решения прочих бытовых и житейских проблем.
В этой статье мы поговорим об эволюции обслуживания садоводств и коттеджных поселков, о новых ожиданиях и требованиях, которые предъявляют жители городов к сервису, а также проблемах, с которыми сталкиваются управляющие и председатели садоводств при организации сбора платежей.
Еще лет 15 назад ведение учета в садоводстве находилось на весьма примитивном уровне. Еще в начале 2000х годов государство смотрело на садоводства как на пережиток прошлого, регулировать который представлялось совершенно немыслимым и неоправданным делом. Учет платежей традиционно велся в тетрадях, отдельные бухгалтера и председатели, дорабатывавшие "под себя" платформы типа 1С, рассматривались соседями как особенно продвинутые. Но даже в тех поселках, где действительно применялись программные средства, применялись они в основном дома у бухгалтера и председателя, после приема и как правило для облегчения жизни непосредственных управляющих поселка. Основной же документооборот велся с применением рукописных приходных ордеров, расчетов на калькуляторе и традиционной записи в садовую книжку всех приходов и показаний счетчиков.
Первый эволюционный этап случился, когда бизнес обнаружил потребность садоводов в хотя бы какой-то организации приема платежей. К этому и садоводства и ИТ-бизнес подтолкнуло, конечно, государство, задумавшее в конце первого десятилетия 2000х годов наладить более внятный учет работы садоводств, а заодно перевести их массово в формат УСН.
Первые программы для организации учета в СНТ по сути программами не являлись. Это были полу-кустарные, полу-промышленные доработки на базе известных продуктов. И сегодня можно на запрос в Яндексе найти по запросу "Учет в снт 1с бесплатно". Постепенно появились и коммерческие продукты, делающие тоже самое - по сути предлагающие конфигурацию 1с под садоводства. Однако те, кто сталкивался с 1С всерьез, понимают, что это решение чрезвычайно громоздкое для решения в общем-то простых задач учета в садоводстве.
Поэтому второе поколение решений не заставило себя долго ждать. Появились десктопные локальные программы, позволяющие вести учет основных параметров жизни садоводства - в первую очередь информацию по взносам и сборам. Негибкость 1с, неспособность, например, вести учет по одно и многотарифным счетчикам в одном садоводстве с раздельным начислением стоимости по тарифам и стоимости по взносам на компенсацию потерь во внутренних сетях в соответствии с 825 приказом, как того требует законодательство, приводило к тому, что несмотря на появляющиеся готовые решения вроде "Два счета", "Учет взносов", "Взносы СНТ" и "Садовод", спрос на доработку, "изобретение" приложений на базе Excel, VBA и т.п. никогда не исчезал.
Третье поколение решений по автоматизации учетной жизни в садоводствах связано с бумом IoT, говоря по-простому, появлению разного рода систем автоматизированного учета АСКУЭ/АСКУВ. Эти решения, конечно, очень радовали председателей на этапе презентаций, но и у них оказалась масса недостатков. Во-первых, ряд систем оказалась совершенно неприспособленной к работе в холоде и повышенной влажности дачных поселков. Некоторые системы по-прежнему требовали обхода для съема показаний через оптический порт, радиус действия других, напротив, составлял от силы 100-200 метров. И хотя все системы так или иначе обеспечивают сбор показаний, они не заменяют ни расчетную систему, ни бухгалтерскую.
Эволюция спроса подошла к моменту, когда на рынок стали выходить облачные решения. Типовые разработки для садоводств, применимые для всех без исключения СНТ, скорректированные и проверенные с точки зрения текущих норм права стали хорошим подспорьем как для расчета взносов, так и коммуникации с садоводами. Примером может служить система e-poselok.ru - сочетание расчетной, платежной (комиссия 1.1%) и коммуникационной системы с возможностью подключения функционала управления шлагбаумом, сервисом смс и e-mail оповещений. Среди достоинств решения - возможность обработки показаний любых счетчиков, прием показаний из систем АСКУЭ, ручной ввод ответственным инженером или самими собственниками. Но в отличие от систем, обрабатывающих показания счетчиков типа Комета, E-poselok работает и с другими видами начислений, умеет работать с любыми переходными состояниями замены счетчиков в поселках, а главное, обрабатывает штрафные начисления тем, кто задерживает платежи, в соответствии с настройками и принятыми в России нормами.
Наконец, на рынке имеется и несколько узкоспециализированных решений - таких как Снтпей и аналоги. Их специфика состоит в возможности организации приема платежей онлайн с минимальными функциями расчетного центра. При этом характерной особенностью является размер комиссии, которой облагаются все платежи, которая в подобного рода решениях достигает 3.5%.
Недостатком почти всех имеющихся сегодня современных систем является необходимость экспорта данных в бухгалтерское приложение - 1С или другую систему. Разработчики не спешат дублировать функционал бухгалтерских систем, следить за постоянно меняющимися формами отчетов и средствами загрузки-выгрузки биллинговых данных и это, в целом, понятно.