В представленной статье мы проанализируем структуру спроса и специфику предложения, складывающихся в результате запросов со стороны «потребителя» загородной и городской недвижимости. Речь пойдет о том, какой тип жилья наиболее привлекателен для покупателей в данный момент времени на рынке недвижимости. Мы попробуем не только провести исследование, но и сравнить результаты с аналогичным опросом, проведенным в декабре 2011 года. Таким образом мы сможем выявить динамику пожеланий клиентов.
Итак, первый, бросающийся в глаза вывод на основе проведенного рядом аналитиков рынка опроса – это коренной коренный перелом в распределении покупательского спроса по сравнению с данными 2011 года.
Самое значительное и ощутимое изменение связано с таким типом загородной недвижимости, как готовые таунхаусы. В представленном сегодня, проведенном экспертным сообществом опросе в структуре популярности, у покупателей лидирует именно этот тип предложения. Готовые таунхаусы заняли первое место, набрав 30% голосов. По сравнению с данными 2011 года на лицо рост популярности более чем в 1,5 раза.
Продолжается и еще одна заметная тенденция прошлого 2012 года. Все также пользуются популярностью предложения по недорогим сблокированным секциям. Поэтому увеличивается не только число поселков с предложением одних только таунхаусов, так и доля мультиформатных проектов.
Такую тенденцию можно объяснить следующим образом. Наращивание оборотов по строительству таунхаусов объясняется тем, что девелоперы в корне изменили представление о таунхаусах как загородном жилье исключительно высокого ценового сегмента.
Тем более, сблокированные секции закрепились как предложения, характерные для в масс – маркета. Стоимость таунхауса здесь теперь сопоставима с двухкомнатной, или даже с трехкомнатной городской квартирой. Предложение такого масштаба в эконом - сегменте неизбежно привело к росту строительного бума и спроса на соответствующие объекты загородной недвижимости. Более того, немалую роль здесь сыграли и до недавнего времени невообразимые рекламные бюджеты.
На втором месте среди самых популярных объектов загородки закрепились готовые коттеджи. Однако подчеркнем, что здесь не наблюдается столь большой рост, как, например, в ситуации с таунхаусами. Зафиксировано наименьшее различие в сравниваемых показателях. Так, если в конце 2011 года 27% покупателей планировали стать обладателями именно такого формата загородной недвижимости, то сейчас эта цифра возросла лишь на два процентных пункта и составляет 29%.
С готовыми коттеджными поселками складывается следующая ситуация. Высокая конкуренция среди застройщиков на рынке этого вида загородной недвижимости приводит к тому, что стандарты строительства совершенствуются. Уменьшается количество ненадежных застройщиков, улучшается инфраструктурное наполнение поселков, отмечается, что стадия готовности запускаемых проектов повышается. Готовое предложение хоть и превышает по стоимости объекты, находящиеся в стадии строительства, тем не менее желающих приобрести дом под ключ меньше не становится. Готовые коттеджи – залог того, что покупатель избавлен от лишних материальных рисков.
Следующий пункт исследования – динамика спроса на земельные участки без обязательного строительного подряда. По итогам опроса24% пришлось на долю тех, кто не боится координировать строительство самостоятельно. Таким образом, статистика говорит о том, что спрос на наделы без подряда остается высоким во всех сегментах рынка: от эконома - класса до предложения ценовой категории «элит». Согласно опросам среди главных плюсов реализации и приобретения предложения такого формата является относительно более низкая стоимость и возможность постепенного финансирования строительства загородного дома.
Однако, все же отметим, что если два года назад земельные участки без подряда, занимали безоговорочное первое место, то сегодня этот тип предложения прочно закрепился лишь на третьей ступени. Итак, по сравнению с декабрем 2011 года, процент голосовавших за наделы без подряда снизился ровно в 1,5 раза (с 37%). По земельным участкам с подрядом наблюдаем менее резкое снижение: с 11% 2011 года до 8% в нынешнем сезоне.
Подводя итог, заметим, что основным трендом по праву можно признать перераспределение спроса в пользу готового предложения. Помимо этого, очевидно, что одновременно происходит снижение планки минимального ценового предложения на жилье в поселках. Для этого в ряде случаев девелоперы сокращают метраж помещений, упрощают базовую комплектацию коттеджей, снижают качественные характеристики. Такие меры приводят к тому, что предложение становится более доступным для большего круга потенциальных потребителей – покупателей загородной недвижимости. Соответственно, растет и спрос.
Добавим, что еще одной тенденцией, согласно данным экспертов, стало повышение спроса на готовые квартиры. Динамика роста предложения этого типа недвижимости такова: с 2% в 2011 году наблюдается рост на 7 процентных пунктов до показателя в 9% в 2013. Рост спроса в данном сегменте объясняется тем, что будучи более привычным форматом для покупателей, квартиры в области или пригороде обходятся их владельцам в меньшую сумму. Прежде всего речь идет о содержании и эксплуатации. Издержки на содержание и эксплуатацию квартиры существенно меньше, чем на собственный дом.
Однако основная причина повышения спроса на готовые квартиры в пригородных домах кроится в структуре предложения этого типа недвижимости. Появление в ближайших к городу пригородах доступных по цене и выгодных по площади однокомнатных и квартир-студий сделало свое дело. Популярность такого вида жилья растет. Наибольшей концентрации данный вид предложения достиг во Всеволожском районе Ленинградской области. За районом - лидером следуют Гатчинский и Пушкинский. В числе самых активно застраиваемых пригородных загородных поселков можно отметить: Бугры, Мурино, Девяткино, Всеволожск, Кудрово, Колтуши.
Недвижимость в пригороде становится доступнее. Среди преимуществ проживания загородом основную роль играет, конечно, большая ценовая доступность. В большинстве своем, поселки расположены вблизи дорожных развязок и выездов на КАД. Современные загородные поселки отличает высокий уровень развития инфраструктуры. Это приводит к тому, что пригородная застройка многоквартирных комплексов на сегодняшний день становится абсолютно сопоставимой с городским форматом. И хотя цены на загородном рынке подвержены тем же колебаниям в цене, что и на городском, стоимость апартаментов здесь иногда существенно ниже. По данным аналитиков, разница может составить от 5 до 30% за аналогичное предложение. Цена квадратного метра находится в диапазоне от 40 до 55 тыс. рублей.
Итак, как показывает опрос, приведенный в статье, девелоперы и застройщики живо и оперативно реагируют на запросы покупателей. Структура и динамика изменений на рынке загородной недвижимости напрямую связана с пожеланиями потенциальных покупателей. На рынке загородной недвижимости прослеживается давно известны закон о том, что спрос рождает предложение.