В разное время вопрос об передачи части земель министерства под гражданские нужды поднимался неоднократно. И Валерий Сердюков, в прошлом губернатор Ленобласти, и Владимир Яковлев, петербургский экс-губернатор, неоднократно предлагали сделать что-нибудь с заброшенными землями пустынных полигонов от Всеволожска до Ладоги и в районе Сертолово. И, что характерно, речь не шла об отъеме нужных и используемых земель военных баз и проч.: напомним, за «милитаристами» в Ленобласти числится около 320 тысяч гектаров земли – площадь неподъемная для любого одного вида деятельности и сопоставимая при желании с площадью некоторых малых государств. Напротив, как правило, обсуждались перспективы передачи сравнительно небольших земельных наделов под строительство промышленных и производственных помещений. Традиционно Минобороны игнорировало высылаемые предложения и общественную дискуссию, вероятно, считая свой общероссийский статус и национальную миссию превыше самой мысли о возможности поделиться имуществом. Что и привело к тому, что по истечении известного времени общество и местная власть пришла к неутешительному выводу о том, что сама постановка вопроса о будущем земель минобороны – предмет бесперспективный и на повестке дня текущего века, видимо, не стоит. Однако, как стало известно редакции портала ПетербургскиеПоселки.рф, очередная смена «ряженых генералов» во главе министерства может означать некоторое ослабление позиции военного министерства.
По словам губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко, новый министр Сергей Шойгу готов рассмотреть вопрос передачи некоторых участков в собственность области при условии передачи вместе с участками еще и военных городков. О том, что такое военные городки Ленобласти, любой желающий может выяснить, например, в Яндекс.Картинках. Разруха, угробленные отопительные комплексы, потемкинские фасады и осыпающиеся тыльные стороны домов, прогнившие потолки и прочие прелести брошенных самостоятельно умирать аванпостов государевых служак прошлой эпохи Великой Империи. На содержание городков даже в худшие годы выделялись значительные средства, но даже в лучшие месяцы на пользу последним жителям шли лишь жалкие копейки. Когда же критический рубеж был пройден и всем стало ясно, что эти городки проще снести, бросить или отстроить заново, чем что-то пытаться восстанавливать, «щедрое» предложение министерства поделиться «катастрофой» прозвучало гордо и пафосно.
В интервью одной питерской радиостанции Александр Дрозденко так прокомментировал происходящее: «Если бы большинство военных городков были в нормальном состоянии, хотя бы в состоянии 10-летней давности, мы бы с ходу на эти условия согласились. Но….» Обсудив вопрос с коллегами, Дрозденко дал команду «просчитать размер финансовой катастрофы» прежде, чем принять решение. Финансовую оценку быстрее всех смог дать депутат Государственной Думы от Ленинградской области Сергей Петров, который, вероятно, также занимался этим вопросом. По его словам, сообщает питерский офис радио Бизнес-ФМ, «речь идет о десятках миллиардов рублей», которые необходимо будет потратить на строительство маленьких школ, детских садов, полную замену всей без исключения инженерной инфраструктуры. Дополняют картину бедствия и эксперт портала ПетербургскиеПоселки.рф Дмитрий Леви: «Передача земель и городков минобороны области, это не только формальный шаг. Это означает, что Ленобласть примет на себя обязательства по обеспечению всех этих городков всеми необходимыми ресурсами по действующим нормативам для жилого фонда. И если министерство обороны никогда особенно не беспокоилось на предмет отключения тепла или электричества в своих городках, а потому не особенно вкладывалось в вопрос развития в т.ч. электрических, газовых трасс и шоссейных дорог, то теперь Ленобласти предстоит самостоятельно что-то делать с распределенной до невозможной неэффективности инфраструктурой. Если раньше проверяющих на свои объекты министерство обороны попросту не допускало, если для проведения «ремонта» котельных или прорванной теплотрассы, можно было пригнать роту солдат, то теперь за все эти прелести предложено расплачиваться Ленобласти. <…> Масштаб подобного решения может поднять вопрос о финансовом выживании правительства региона, поскольку даже по примерным оценкам, бюджет области за 5-7 лет сопоставим с необходимыми расходами только на инфрастуктуру».
Главный вопрос состоит в том, стоит ли области соглашаться с данным предложением. В том же интервью Бизнес-ФМ Денис Демин, начальник аналитического отдела компании «БФМ» считает, что оценка земель в Ленобласти – очень сложный вопрос и справедливее было бы, если бы Минобороны «просто попросило какое-то количество денег за какое-то количество земли». Дмитрий Леви дополняет: «Министерству обороны, возможно, было бы проще принять решение и вообще уйти из некоторых районов области. Военная инфраструктура сейчас находится в таком жалком состоянии, что проще было бы выбрать какой-то район и заново «с нуля» полностью построить там инфраструктуру: аэродром, полигон, крупный кластер военных частей. При необходимости, можно было бы рассредоточить военные районы и сделать 2-3 таких компактных, хорошо укрепленных кластера, адекватно приспособить их под учебные и тренировочные нужды. Для постоянного базирования и несения дежурства можно сохранить любое количество военных частей очень компактной площади, на которые, в сегодняшнем состоянии дел, никто в Ленобласти не стал бы покушаться еще столетие. И если строить эти 2-3 стрелковых полигона, они и должны эксплуатироваться постоянно, а не по два дня в месяц. И если строить их в Ленобласти, то делать это вдали от городов и, главное, от Петербурга. С тем, чтобы элементарно в сектор огня не заходили грибники и ягодники в самый неподходящий момент, с тем, чтобы грохот игнорирующих правила воздушных полетов, например, вертолетов, не пролетал прямо над крышами Алагатовских и Кузьмоловских поселков, сбивая яблоки с деревьев у садоводов и провоцируя срабатывание сигнализации в квартирах не виноватых в милитаристских традициях российского государства мирных граждан.»
Опубликовано: 29.12.2012